17 декабря 2023 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в бесланском храме святой великомученицы Варвары подворья Успенского Аланского мужского монастыря в день его престольного праздника.
Правящему архиерею сослужили: секретарь епархии иерей Рустик Фенченко, руководитель службы протокола епархии иерей Георгий Кудзагов, насельники Аланского мужского монастыря иеромонах Андрей (Амбалов), иеромонах Лука (Набоков) и иеродиакон Михаил (Плиев), клирики кафедрального собора диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
По запричастном стихе проповедь произнес иеромонах Андрей (Амбалов).
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании Божественной литургии правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Мы прославляем подвиг великомученицы Варвары и, читая ее Житие, видим, что она, молодая девушка, пришла к познанию Бога, в таких условиях, когда это было невыносимо. Отец святой, оберегая ее красоту, заточил ее в башню, пусть даже, можно сказать, что в башню из слоновой кости. Она, конечно, при этом жила в довольстве, но никто не говорил ей о Боге. Варвара сама, часто глядя на небо, на величие природы, на тот прекрасный вид, который открывался из окна, размышляла о том, кто же это все сотворил? И когда она задала этот вопрос своим служанкам, те ответили, как были научены, как говорили многие люди, ее окружавшие: боги сотворили мир. Варвара стала задумываться: «Какие боги? Те идолы, которым поклоняется мой отец? Но ведь и их кто-то сделал. Мастер золотых и серебряных дел отлил статуэтки, резчик вырезал из дерева. Неужели такие боги могли сотворить такую необыкновенную красоту морей, океанов, неба. Все это дивное творение». И Господь в ее чистую девическую душа вложил познание истинного Бога. Только Един Господь Вседержитель, Творец мира, мог создать эту красоту, а не древние боги, которым поклоняются неразумные люди. Это познание стало для Варвары первой ступенью познания Бога.
В Евангелии неслучайно сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5,8). Она узрела Господа, но откровение дано было ей еще неполное. И только когда Варвара познакомилась с христианскими девицами, те открыли ей истину, что Тот, Который сотворил мир, есть Тот, Который душу Свою положил за спасение людей. Это Господь наш Иисус Христос. Тогда в результате этого откровения ее познание стало полным, и она всем сердцем возлюбила Господа как своего возлюбленного Жениха, посвятила Ему свое девство и стала той, которую сегодня мы знаем как великомученицу Варвару. Ничто уже не могло отлучить ее от Христа, настолько она полюбила всем сердцем своего Создателя и Спасителя.
Много веков прошло, но мы видим, что до сих пор достаточно много людей идут по стопам великомученицы Варвары. Практически каждый век истории ознаменован явлением мучеников и преподобных, которые веру во Христа ни на что не хотят променять, и даже жизнь свою полагают, иногда в страшных мучениях, как это было со святой Варварой, для того, чтобы не быть отлученными от Того, Которого они узнали, постигли, с Кем соединились – от Христа. Для того, кто соединился со Христом, уже ничего в мире не важно.
Но есть множество других людей, которые как глухие аспиды, затыкают свои уши (ср. Пс.57,5) и не хотят видеть и слышать очевидные истины. Они смотрят на мир теми же глазами, какими смотрела великомученица Варвара. И тех, и других сотворил Господь и в них вложил разум, сердце, зрение. Но глаза эти они затемняют и говорят, что не Бог Вседержитель сотворил мир, но какие-то боги, которым мы поклоняемся. Не Христос наш Спаситель. Зачем нам спасение? У нас все и так хорошо. Мы сыты, довольны, воруем, упиваемся.
Эти люди не думают о том, какой ответ предстоит им дать в ином мире, потому что земным миром не заканчивается жизнь души. Неужели Господь сотворил бы в Своей премудрости что-то тленное, что рождается в этом мире, и в этом же мире угасает, как говорили атеисты, а дальше только пар, никакой вечной жизни нет? Но это абсурд. Человек, который начинает глубоко задумываться и свое сердце мало-мальски очистил от похоти века сего, от жажды власти, наживы, наслаждений, тот понимает, что Кто-то есть, как размышляла Варвара, но я не знаю пока, Кто. Кто-то великий, Который этот мир сотворил. И когда такой человек хоть немного задумается, он скажет: «Как же имя Твое, Создатель?»
Во Христе открывается полнота истины. Христос – и Создатель, и Спаситель мира. Он, как Второе Лицо Святой Троицы, сотворил мир. Он и воплотился, как Сын Божий. Поэтому и создание, и сохранение, и спасение этого мира осуществляет Господь Иисус Христос. Все видимое и невидимое сотворено Им, и нет никаких других богов, иных откровений, иных пророков, которые пришли после Христа. «Пришла полнота времен» (ср. Гал.4,4). Как Господь некогда сказал в капернаумской синагоге: «Се, лето Господне приятное» (Лк,4,19). Все исполнилось во Христе, исполнение всех чаяний и желаний, и полноты откровения. Нет ничего такого, что бы нам ни открыл Христос, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4,12). Люди, которые ищут себе тщетные забавы, изобретая духов-покровителей или новых пророков, ошибаются. Нет ничего нового. Самая большая новость под небом – это Сын Божий Воплотившийся. Это новое творение, Богочеловек Христос, который воспринял человеческую природу во всей полноте, чтобы ничего не было изъято от спасения, освятил ее, возвел и посадил одесную Бога Отца. Что может быть выше этого, какие изобретения?
Когда мы говорим об откровении Христа, внимательно вчитываемся в Евангелие, послания апостольские, и сопоставляем потом с какими-то мифическими, легендарными, эпическими сказаниями, это напоминает разговор ученого профессора и ребенка из детского сада, который пытается ему рассказать, как он точно понимает мир. Но человек, который постиг всю глубину знаний, понимает, что дошкольник еще ничего не знает и еще даже близко не подошел к тому познанию, которое есть у профессора.
Всем нам даровано счастье и богатство ровно в той мере, что и великомученице Варваре. Но мы живет не так, как она, а если бы Господь не призвал ее на страдание, она прожила бы, наверное, долгую жизнь. Но Господь избирает лучшее, и это призвание во многом зависит от того, как человек живет. Господь избирает Себе подобных: чистых сердцем, милостивых, любвеобильных, добрых христиан. А если человек сам отдаляет себя от Бога, то Господь дает ему время на покаяние, чтобы мы свою жизнь изменили, исправили, познали Бога. Как говорил великий святой нашей Церкви, преподобный Симеон Новый Богослов, если мы не увидим Бога в этой жизни, то в нас очень скудна надежда, что мы увидим Его в жизни будущей. Поэтому нужно не тратить время зря.
Святая великомученица Варвара время зря не тратила, всю себя посвятила Богу. Для нее ничего не было важно. Мы читаем в ее житии, что ни девические забавы, ни золотые одежды, ни украшения – ничто не влекло ее так, как познание Бога и единение с Ним. Вот подлинно доброе состояние христианской души. Именно поэтому она изображена на иконе, а нам только предстоит написать икону своей жизни. Надо торопиться это делать. Это задача для каждого из нас, по слову святого Иоанна Златоуста. Господь всем нам дал доску, краски, все нужные материалы. И что мы представим, скажем так, на художественный совет по прошествии всей жизни, то с нами в вечности и пребудет. Кто-то будет прекрасной иконой, а кто-то безобразным шаржем. Кто-то зря истратит материал и краски и не напишет ничего, потому что в этой жизни он стремился вовсе не к познанию Бога и не к соединению с Ним, а только к довольству собственного чрева и самолюбия. Да не будет этого с нами!
Сегодня очень важно сказать, что святые и те люди, которые исполняют заповеди Христовы во всей полноте, есть и по сей день. Он наши современники. И сегодня пришлась память того человека, благодаря которому и храм этот возник, нашего дорого батюшки приснопамятного архимандрита Ипполит. Это человек, который не терял времени даром. Он всю свою жизнь посвятил задаче написания той иконы, которую он сейчас Господу и представляет. Я верю, что он предстоит близ Господа с теми преподобными и мучениками, которые в своей жизни Господа прославляли и приводили людей к Богу. Он привел очень много людей к Богу. Благодаря ему очень многие люди в Осетии наконец-то познали Христа, смогли увидеть свет Христов. Нет, наверное, больше той любви, когда человек делает такое дело, старается привести людей ко Христу не только словом, но и собственной жизнью, потому что, видя пример, образец, ту икону, которую писал он уже в этой жизни, мы, его ученики, стараемся ему подражать, по мере наших сил. Жаль тех, кто не застал его в живых, кто его не видел. Но о нем остались фильмы, о нем написаны книги. Есть люди, которые были свидетелями его жизни. Я думаю, что тот свет, который отец Ипполит источал, он отразился на этих людях. Общаясь с теми, кто его знал, мы понимаем хотя бы отчасти, как живут святые наших дней, и что такое состояние святости. Даже в фильмах мы видим, что батюшка не обладал величественной наружностью, речь его была очень проста, и те, кто с ним близко не соприкасался, не получал от него совета, могли пройти мимо и сказать, что это какой-то сельский батюшка, каких много. Но в этом подлинном рабе Божием была сила и слава Христова, которой он независтно делился со всеми, приходящими к нему. Те люди, которые напитались от него благодатью Христовой, никогда его не забудут. Мы молимся о его упокоении. Царство ему Небесное! Пока в лике святых он не прославлен, но думаю, что это дело времени. Время такое придет, и мы будем просить ему не вечной памяти, а просить его «Моли Бога о нас!» Будем мы всегда такими же верными христианами, как была святая великомученица Варвара и святой наших дней отец Ипполит!»