4 ноября 2021 года, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни, скончался духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев).

На протяжении многих лет отец Власий, как его ласково называли духовные чада – батюшка Власий, с любовью принимал паломников Севера и Юга Алании.

По словам старца, осетинскую паству ему завещал архимандрит Ипполит (Халин), "апостол Алании", после смерти которого, в 2002 году, православные из Осетии потянулись к духовнику Боровского монастыря за советом, молитвой и утешением. Двух русских старцев связывала братская дружба и десять лет совместного служения на Афоне.

За эти годы тысячи людей из Осетии побывали у отца Власия. По его молитвам судьбы людей удивительным образом менялись, многие укреплялись в вере. Паломников из Осетии, удивляло, что никогда не бывавший в Осетии, отец Власий, разговаривал с ними на осетинском языке, шутил, мог, вдруг, спеть куплет осетинской народной песни. Просил подвизаться в аланских монастырях, почитать Святого Георгия, праздновать Джеоргуба, молиться перед иконой Моздокской Богородицы. Также, как и Батюшка Ипполит, схиархимандрит Власий называл осетин – аланами и аланочками, остро переживал и горячо молился за Православие в Алании, за священноначалие, духовенство и мирян.

В октябре 2021 года, накануне хиротонии епископа Владикавказского и Аланского Герасима, отец Власий передал через иеромонаха Стефана Дзугкоева, который окормлялся у старца на протяжении многих лет, в дар новому аланскому архипастырю архиерейский крест и панагию. Об этом удивительном благословении архиерея и личном опыте общения рассказывает отец Стефан.

"В первый мой приезд к схиархимандриту Власию, он принял меня очень радушно, долго беседовал, самое интересное, что говорил со мной на осетинском языке, такими словами, которые мало кто из современных носителей языка помнит. Я вопросы задавал на русском, а он отвечал мне на осетинском и речь его была наполнена старинными, глубокими по смыслу осетинскими словами и выражениями, это было то, что удивило меня больше всего. Я спрашивал отца Власия об утерянной святыне нашего народа - Моздокской иконе Божией Матери, и он мне ответил, что она найдется, так и сказал: "Не торопитесь, она найдется". Он сам заговорил о духовном будущем Осетии и произнес очень обнадеживающие слова, сказав, что мы укрепимся в вере и благодаря нам другие укрепятся. Накануне рукоположения епископа Герасима, я оказался в Боровском монастыре и увиделся с батюшкой Власием, он вынес архиерейский крест и панагию, и попросил передать в дар владыке Герасиму со словами: "От многогрешного батюшки Власия с поклоном, пусть владыка обо мне молится", - это были его слова, напутствие, благословение нашему архиерею", - говорит иеромонах Стефан.

Настоятельница Богоявленского женского монастыря игумения Нонна в 2011 году приехала с сестрами в Боровский монастырь, чтобы записать интервью схиархимандрита Власия. Матушка Нонна вспоминает, как тепло их встретил отец Власий, какие удивительные вещи он рассказал сестрам о своей жизни, об архимандрите Ипполите, об Алании.

"Мы приехали в Боровский монастырь, чтобы записать интервью с отцом Власием для фильма о батюшке Ипполите "Старец". Как и все - мы стояли в очереди к старцу и, когда пришло наше время заходить, он привстал и громко, весело, так что услышал весь коридор, воскликнул: "К нам приехала матушка Нонна, Аланская игумения со всем своим Аланским монастырем!",- мы растерялись, это было неожиданно, радостно и сам факт, что он нас узнал, был удивительным!

Отец Власий рассказывал о своей юности, о том, как принял монашество, как монашествовал на Афоне. Говорил, что в духовном плане архимандрит Ипполит "передал" ему осетин. Рассказывая о батюшке Ипполите, говорил, что именно на Афоне он получил указание от Божией Матери на особую молитву и заботу об Осетии-Алании. Что Матерь Божия коленопреклонно молит Бога об Осетии, проливает за нас слезы, любит наш народ. Он рассказывал о трех пирогах и это вошло в фильм, что осетинские три пирога в честь Святой Троицы, поэтому их и крестом режут: во имя Отца и Сына, и Святого Духа. "Только у осетин есть такое!", – говорил батюшка Власий", - вспоминает матушка. Игумения Нонна рассказывает, что очень часто в женский монастырь приезжают паломники, которым отец Власий рекомендовал посетить обитель, расположенную в Алагире.

"Однажды, приехал молодой человек и привез от старца икону, сказал, что отец Власий передал ее в наш монастырь со словами: "отвези в Алагир, в женский монастырь игумение Нонне, скажи надо молиться, Осетию поедает рак", - так нам была принесена икона Божией Матери "Всецарица", которую мы почитаем как чудотворную, и с тех пор служим молебны о здравии для всех нуждающихся в исцелении болезни. С нами остался вот такой дар от батюшки Власия и возможность молиться перед этим Чудотворным Образом", - говорит матушка Нонна.

Духовное чадо старца Власия Инал Кануков вспоминает, что как-то спрашивал батюшку о своем болеющем друге, отец Власий просил передать ему, чтобы тот покрестился, непременно поднялся на Столовую гору (Мады хох) и поклонился аланским святым.

"Отец Власий любил весь наш народ и говорил: вы не кударцы, иронцы, дигорцы – вы аланы", - говорит Инал.

Марина Канукова рассказывает, что к осетинам в Боровском монастыре было всегда особое отношение, старец даже не скрывал этого.

"Бывало приедем группой, а батюшка не принимает – тут к нам подходит его помощник и говорит: "батюшка ждет вас в келье". Другие паломники задавались вопросом, а почему никого не принимает, а осетин принимает? Для осетин было в его сердце особое место. Он нас очень любил", - вспоминает Марина.

Весть о кончине схиархимандрита Власия отозвалась печалью в сердцах его духовных чад и всех православных Осетии-Алании. Многие в эти дни отправились в Пафнутиев Боровский монастырь, чтобы проститься с любимым пастырем. Православные Осетии с благодарностью и любовью будут хранить память еще об одном русском старце, который всем сердцем полюбил наш народ и молитвенно предстоял перед Господом за Осетию-Аланию.