Впервые за долгие годы, по благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида, икона Моздокской Богородицы покинула пределы Моздокского района и Крестным ходом была принесена в приходы по всей Осетии. Икона побывала в храмах Пригородного района, Горной Санибы, Кобани, Владикавказа, Беслана, станицы Змейской, села Эльхотово. Везде образ встречали с любовью и благоговением. О том, как удалось осетинам пронести через столетия трепетное отношение к своей святыне, рассказывают священники Владикавказской и Аланской епархии.

Уже восемь столетий Моздокский образ Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых символов не только Осетии, но и всего Северного Кавказа. С темных, словно смуглых ликов, оттененных сияющим окладом, взирают грустные, с поволокой глаза Богородицы и Младенца.

Считается, что Афонская Портмитисса или Вратарница (позже получившая название Иверской) была написана самим апостолом Лукой и чудесным образом обретена на Афоне. Список же ее, согласно преданию, был создан в конце ХII  начале ХIII века. Написанная в византийском стиле икона была принесена в дар аланам царицей Тамарой, дочерью аланской царевны Бурдухан и долгое время была главной святыней аланского народа, столетиями являя чудеса. Да и сам образ чудесно сохранился не только в пожарах, но вместе с народом пережил войны, гонения и национальную катастрофу ХIV века.

Пять столетий икона хранилась в храме в Куртатинском ущелье. В восемнадцатом столетии, переселяясь на равнину, куртатинцы забрали святыню с собой. На равнине икона осталась в Моздоке, где позже для нее был построен Успенский собор. Почитание иконы было столь глубоким, что не знало преград, перед образом благоговели представители разных национальностей и конфессий. В XIX веке богослов и проповедник, епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) отмечал на сколько сильно и глубоко образ Богородицы Моздокской почитаем в народе.

"Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями», - писал святитель.

Благочинный церквей Моздокского округа протоирей Артемий Пономаренко рассказывает, что в XIX веке зародилась традиция проведения крестных ходов с Моздокской иконой.

«Крестные ходы с чудотворным образом Моздокской Богородицы обходили всю Осетию, на это уходило два месяца. Так в 1895 году икона впервые побывала во Владикавказе. Мы хотим возродить эту традицию, которая была в свое время прервана революцией», - говорит священнослужитель.

В 30-е гг. XX века история чудотворной иконы, казалось, оборвалась. Успенский Собор в Моздоке был разрушен, икона утрачена. Однако сохранилось несколько старинных списков и один из них по сей день находится в Моздоке, в церкви Успения Пресвятой Богородицы. В этом году впервые за долгое время образ покинул пределы Моздокского района и Крестным ходом был принесен в приходы по всей Осетии. И везде икону встречали сотни верующих.

Протоиерей Тимофей Остаев, настоятель храмов в селах Раздольное и Виноградное рассказывает, что образ и сегодня находит глубокое почитание в осетинском народе. По словам священнослужителя, это почитание передалось нам по наследству.

«Образ Моздокской Богородицы один из самых почитаемых в Осетии и на Кавказе. Откуда такое почитание? Например, мене этот образ с детства дорог, я застал еще тех прихожан, которые видели собственными глазами и Моздокский собор, и ту самую, ныне утраченную икону Моздокской Богородицы», - говорит священнослужитель.

По словам отца Тимофея, в 80-х гг. верующие, прихожане открытых на тот момент Владикавказских церквей – Ильинской и Покровской – традиционно, на праздник Преполовения Пятидесятницы или же на Успение Пресвятой Богородицы совершали паломничество в Моздок. Шли несколько дней, останавливались ночевать в храмах. Говорит, что на поклонение святыне отправлялись и православные, и мусульмане, и григориане. Священник вспоминает, что даже в 90-е гг., когда в Моздок из Владикавказа приходилось идти через неспокойные на тот момент территории, людей никто не трогал, пропускали как богомольцев.

«Все жители Осетии издавна очень почитали икону. И сейчас, когда икона прибыла в Виноградное мне так радостно было: осталось у нас в крови это почитание, люди помнят! Как люди встречали икону! Мужчины несли ее, женщины пели песнопения, обошли все село! Все жители выходили из домов, преклонялись перед образом, вставали на встречу с уважением с благоговением, причем не только осетины и русские, но и другие местные жители. В Виноградном много выходцев из горной Осетии, потомков тех, кто переселяясь с гор на равнину, с трепетом и почтением везли с собой святыню. Да, тот Образ был утерян, но Матерь Божия являет нам свою милость. Почитание его осталось, оно традиционно для осетин, оно у нас в крови», - говорит священник.

Для приходов принесение Моздокского образа стало настоящим праздником. В селе Михайловском икону встречали всем миром. Впервые за всю историю села по его улицам не просто прошел крестный ход, но проехала звонница. Протоиерей Леонид Болтенков рассказывает, что обстановка была очень торжественная.

«Новую звонницу установили на автомобиль, пригласили лучшего звонаря в республике и вот так с колокольным звоном проехали по селу. Через переливы колокольного звона может благодать коснуться людей и так оно и было. Люди выходили из своих домов, встречали икону со слезами на глазах. Такая радость была…», - говорит отец Леонид.

Во Владикавказе икона в течении недели находилась в храме Пророка Божиего Илии. Благочинный Ильинского округа, протоиерей Евгений Попович рассказывает, что ждал прибытия иконы с трепетом и всю неделю, пока она находилась в храме, наблюдал, как люди идут к ней беспрерывным потоком.

«Много молодежи приходило, приходили с маленькими детками, приходили больные и немощные. Для нас самое главное было видеть икону, молиться перед ней и в такой трудный момент для всего мира, поддержать людей. Если кто-то из близких или родных заболеет – найти ответы на вопросы, найти где-нибудь утешение очень трудно. Я видел, что люди шли к иконе за ответами и утешением», - делится священнослужитель.

Когда Моздокскую икону увозили из Владикавказа, приехавшая машина оказалась неподходящей по размеру. Погрузить икону получилось не сразу. Люди, провожавшие ее, посчитали это знаком, просили оставить икону в городе еще на какое-то время.

«Я смотрел и понимал, что если бы мы оставили икону еще на месяц в нашем храме - люди бы шли и шли на поклонение и этого месяца тоже было бы мало. Пусть благодать, которую Матерь Божия через свой образ передала, пребудет с людьми», - улыбается отец Евгений.

И духовенство, и прихожане отмечают, что и момент встречи, и проводы, и пребывание иконы в храмах республики сопровождалось чувством, которое трудно объяснить словами - внутренним трепетом, радостью, благоговением. Похоже память о национальной святыни, как и ее глубокое почитание, действительно передается в народе из поколения в поколение и с веками только крепнет. Икона пребудет в храмах Бесланского благочиния до 8 ноября. После этого образ Моздокской Богородицы вернется в церковь Успения города Моздока.